Оценка регулирующего воздействия
Центральным элементом системы эффективного регулирования является институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), основанный на анализе проблем и целей государственного регулирования, определении возможных вариантов достижения целей, а также оценке связанных с ними позитивных и негативных эффектов с целью выбора наиболее эффективного варианта в соответствии со специальными установленными процедурами.
Институт оценки регулирующего воздействия позволяет подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, и обеспечить, как следствие, существенное повышение качества регулирования и предсказуемости и обоснованности возможных изменений в нормативно-правовой базе экономической деятельности.
Важным элементом процедуры ОРВ является проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, которое позволяет выявить позиции заинтересованных сторон, сделать процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп прозрачным, обеспечить свободное заявление и возможность учета данных интересов.
Ключевые цели проведения процедуры ОРВ:
- Рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, связанные с оплатой прямо установленных регулированием платежей, так и с прочими организационными расходами по выполнению вновь вводимых требований, включающими затраты трудового времени сотрудников, необходимые материалов, а также затраты на консультации и обучение;
- Оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность страны или региона, конкуренцию и структуру рынков;
- Обеспечить выбор наиболее эффективного варианта решения проблем;
- Снизить риски, связанные с ведением нового регулирования и повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.
Экспертиза нормативно правовых актов
Минэкономразвития России проводит экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 № 83.
Порядок проведения экспертизы, утвержден приказом Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 830.
Экспертизе подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Основная цель проведения экспертизы - выявление в действующих нормативных правовых актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности с последующей отменой или корректировкой таких положений.
Экспертиза осуществляется в соответствии с Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, который формируется на основе предложений, поступивших в Министерство экономического развития Российской Федерации от представителей предпринимательского сообщества, любых заинтересованных лиц